Большинство родителей мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, смышлеными, успешными умели чисто, красиво и правильно говорить.
Когда родители сталкиваются проблемами в речевом развитии, то каждый из них ищет свой путь и разными способами пытается помочь ребенку. Есть мамы и папы, которые учат детей правильно говорить, применяя нетрадиционные методы постановки звуков родной речи. Более позитивно настроенные родители живут ожиданиями того, что все само собой пройдет, изменится, так как у них в детстве тоже были проблемы с речью. Третьи, более рассудительные и креативные приглашают к своим детям суперспециалистов с сомнительной репутацией. Но, самые думающие родители обращаются в центр психолого-педагогической, медицинской социальной помощи, где всегда можно получить квалифицированную консультацию и записаться на занятия к логопеду.
Логопедический кабинет открыл свои двери в 2019 году и осуществляет деятельность на муниципальном уровне, предоставляя коррекционную помощь детям, с нарушениями устной речи, испытывающим трудности при формировании письменной речи, сложностях возникших в освоении общеобразовательных программ.
Основными задачами специалистов логопедического кабинета являются:
— увеличение охвата детей с речевыми проблемами, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей;
— обеспечение «шаговой доступности» предоставляемой логопедической помощи;
— повышение качества предоставляемой помощи с возможностью реализации «авторского подхода» в содержании деятельности учителя-логопеда.
Создавая логопедический кабинет, пришлось многое учитывать: требования Санитарно-эпидемиологических правил, пожарной и технической безопасности, соответствие действующим Федеральным государственным стандартам.
Пространство кабинета имеет несколько зон: рабочую зону учителя-логопеда, зону консультативной работы, зону индивидуальной работы с ребенком, учебную зону для работы с подгруппой. В каждой зоне предусмотрено соответствующее оформление: наглядный материал и оборудование для проведения полноценной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, стенды с важной и интересной информацией в помощь родителям. Специалисты использовали творческий подход для создания комфортной предметно-развивающей среды, также учитывались: возрастные особенности детей, особенности формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
В кабинете расположен огромный методический и игровой материал, используемый в практической работе логопеда. Также представлен банк диагностического инструментария, обеспечивающий современный уровень изучения предпосылок к нарушениям устной и письменной речи детей младшего школьного возраста.
Логопедами в работе применяется нейропсихологический подход, чтобы лучше узнать и глубже понять причины нарушений, повысить эффективность коррекционной работы, помочь определить и выявить незрелость психологических функций для создания индивидуального коррекционного образовательного маршрута.
Использование эффективных компьютерных технологий, интернет -ресурсов эффективно влияет на скорость и качество работы логопедов.
Наглядный и дидактический материал соответствует реализации целей, задач, логопедической работы, направлен на освоение обучающимися образовательных областей в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами, коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуальными нарушениями. Отметим, что часто к учителям-логопедам обращаются родители детей, для которых русский язык не является родным — так называемых «билингвов», или инофонов. Таким детям необходимо усвоить все компоненты русского языка – от фонетики, лексики и грамматики языка до связной речи, а значит нужно и соответствующее дидактическое сопровождение. Практический материал, имеющийся в большом количестве, может использоваться в логопедическом сопровождении для формирования: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико- грамматического строя речи, связного высказывания, коррекции письменной речи.
Приобретаемые в логопедический кабинет дидактические пособия, игры оценивались с точки зрения целесообразности в использовании, наличия потенциала для реализации различных направлений работы и междисциплинарного подхода.
Логопедами активно используются здоровьесберегающие технологии: дыхательной и зрительной гимнастики, релаксации, пальчиковой гимнастики и акупунктурного массажа.
Чтобы достичь лучших результатов и поддерживать постоянный интерес к занятиям применяются разнообразные современные практические приемы и инновационные технологии: метод наглядного моделирования, синквейн, биоэнергопластика, дидактические игры, интерактивные игры, игры с водой и песком.
Логопеды творчески подходят к своей работе, повышают свое профессиональное мастерство. В кабинете представлено несколько авторских материалов с описанием содержания работы. В кабинете имеются информационно-методические материалы для педагогов и родителей по вопросам профилактике нарушений развития, трудностей в формировании познавательной сферы, социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Взаимодействие с родителями и педагогами повышает эффективность работы, связь с родителями осуществляется через общедоступные мессенджеры и сайты, что позволяет обмениваться информацией о ходе процессов коррекции.
Оценкой работы логопеда являются результаты детей, положительные отзывы родителей, рекомендации педагогов, которые направляют детей на коррекцию речи в логопедический кабинет.
Ведущий логопед центра Аминева Римма Сагитовна считает, что: На логопеда возложена особая миссия и большая ответственность за оказание помощи детям в процессе их психофизического развития, коррекции нарушений с учётом индивидуальных возможностей и потребностей. Грамотная и чистая речь способствует успешной социальной адаптации к жизни.
Быть учителем-логопедом – это больше, чем просто иметь престижную и редкую специальность, это ответственнее, чем просто посвятить себя совершенствованию профессии.